По данным исследований за 1997-2004 год в стране происходит резкое падение доли читающего населения (на четверть) и занимающихся самостоятельно учебой или повышением квалификации (на треть).
При этом сложилась парадоксальная ситуация: доля активных читателей выше в неработающих возрастах, а основное падение доли активных читателей произошло в возрастной группе 35-44 года.
Следует сразу сделать оговорку, что это никак не связано с уровнем дохода: активность чтения на сегодняшний день практически не связана с уровнем дохода. Следует обратить внимание, что наибольшее падение чтения произошло в сравнительно обеспеченной группе, в российском «среднем классе» (в семьях, которые тратят на продукты питания и коммунальные платежи не более половины своих расходов и демонстрирующих высокую потребительскую активность во многих других товарных группах).
Часто приводимое мнение, что падение чтения книг и печатных средств массовой информации связано с проникновение Интернета, при проверке оказывается слабой отговоркой: проникновение Интернета в возрастные группы никак не связано с падением чтения, так как проникновение Интернета в наиболее отказывающейся от чтения группе (35-44 года) составляет всего 10%.
Кроме того, анализ структуры запросов в поисковых системой Яндекс за последнее время демонстрирует, что с весны 2005 года интерес пользователей Интернета сместился с познавательных (запросы «книга, конференция, семинар») в развлекательный сектор (запросы «порно»).
По результатам исследований осени 2005 года, только около 10% россиян покупают профессиональную литературу, только один из шести принимал участие в программах повышения квалификации или профессиональных мероприятиях, причем самостоятельно оплачивали свою повышение квалификации менее одного процента.
В книге профессора В.Д.Патрушева «Жизнь горожанина (1965-1998)» приводятся такие данные: время, затрачиваемое на самообразование за 30 лет наблюдений у мужчин снизилось в два раза, а у женщин — почти в 8 раз. За последнее десятилетие эти показатели еще больше ухудшились.
Все эти данные демонстрируют, что в России нарастает депрофессионализация работающих, несмотря на растущий рост доходов и качество жизни. Эти изменения в сфере самообразования делают невозможным принципиальное изменение качества рабочей силы и ставят под вопрос качественное изменение экономики России, оставляя её на уровне двадцатилетней давности.
Комментарии: