Сравнительный анализ: Мухосранск vs. Урюпинск

Анна Ярмаркова

Сравнительный анализ: Мухосранск vs. Урюпинск

Введение.

Сравнительный анализ осуществляется по двум направлениям. Во-первых, была выбрана категория «мотивы». В рамках этой категории выделяют три группы мотивов и шесть субкатегорий:

~ Аффиляция

— надежда на поддержку

— страх отвержения

~ Достижение

— достижение успеха

— избегание неудачи

~ Власть

— желание власти

— страх власти

Кроме категориального анализа, мною также был проведен и анализ эмоционального восприятия городов. Он проводился по следующим параметрам:

~ Экстраверсия

~ Доброжелательность

~ Интеллект

~ Самоконтроль

~ Независимость

~ Агрессивность

~ Практичность

~ Правдивость

~ Доминантность

~ Деятельность

~ Скрытность

~ Эгоизм

~ Утонченность

~ Необычность

Мухосранск и Урюпинск, ввиду своей уникальности и некоторой мифичности образа, рассматриваются мною отдельно от всех городов.

Историческая справка:

Урюпинск

«Название города, вероятно, благодаря своеобразному звучанию, довольно часто употребляется в фольклоре как синоним «глубинки», провинциального городка с простодушными жителями. Часто люди, употребляющие название в таком контексте, не подозревают о существовании реального Урюпинска. С недавних пор, особенно в Рунете, серьёзную конкуренцию городу в данном амплуа составляет Бобруйск. Существует несколько версий истории имени этого города. Одна связана с Татарским князем Урюпом, который во время поединка с Ермаком увяз в болоте в этих местах и был пленён. По другой версии название связано с фамилией Урюпин, или же со словом урюпа, означающим в словаре Даля «неряха, разгильдяй», что в данном контексте может относиться не к человеку, а к дикой, болотистой местности. Вероятно, наиболее распространённой версией является толкование от «у руба», что означает «у крутого обрыва (реки)».[1]

Мухосранск

На сегодняшний момент не обнаружено данных, которые позволили бы утверждать, что этот город реально существовал на территории Российской Империи, СССР или современной России. Поэтому в данном исследование исходим из того, что этот город вымошленный, и используется населением страны в качестве собирательного образа всего негативного, вызывая при этом море ассоциаций и неописуемого восторга.

  1. Анализ категории «мотивы».

Категориальный анализ представляет собой анализ трех основных категорий: власть, достижение и аффиляция. Каждая из категорий в свою очередь включает в себя еще две субкатегории. Цель этого анализа, посмотреть как описываемые объекты: Урюпинск и Мухосранск ведут себя по отношению к трем указнным категориям.

Первая группа мотивов — власть. К этой категории относятся слова: «нападение», «атака», «погоня», «преступления», «достижение или демонстрация превосходства», «использование слабости других», «содействие», «поддержка» и т.д. В этой группе выделяют две субкатегории «желание власти» и «страх власти»[2].

В рамках этого анализа рассмотрим два города, отличающихся необычностью своих названий: Урюпинск и Мухосранск. Оба города вызывают у россиян елескрываемые улыбки и море ассоциаций, редко позитивных. Цель этого анализа, составить психологические портреты этих городов и попытаться понять, насколько реакция жителей РФ адекватна.

Город Урюпинск реально существует и находится в Волгоградской области. Проанализируем его отношения с властью. Итак, согласно графику, в Урюпинске «власть» отсутствует. Скорее всего, все решения принимаются в областном центре — Волгограде. Из следующего графика, мы видим, что такая ситуация полностью устраивает Урюпинск. «Желание власти» здесь также отсутствует. Со «страхом власти» дело обстоит иначе. В отличае от двух других субкатегорий «страх власти» у Урюпинска присутствует. Несмотря на то, что Мухосранск город вымышленный, его позиции по всем параметрам совпадают с Урюпинском. Он так же, как и Урюпинск, не является центром власти. Желание руководить и подчинять себе других у Мухосранска, согласно, результатам исследования, отсутствует. Различия между Мухосранском и Урюпинском можно выявить, разве что в последней субкатегории. «Страх власти» у Мухосранска выражен значительно сильнее, чем у его «соседа» на графике.

Следующая группа мотивов — достижения. К категории «достижения» относятся слова: «сделать», «понять», «план», «задача». Выделяют две субкатегории. К «достижению успеха» относятся слова, положительно формулирующие цель деятельности, «решение», «искать», «успех», «действовать». «Неудача», в свою очередь, характеризуется словами, негативно формирующими цель деятельности: «ошибка», «бедствие», «неудача», «избегать»[3].

Ситуация в категории «достижение» выглядит следующим образом. Здесь, в отличае от предыдущей категории «власть», где Урюпинск проигрывал Мухосранску по всем показателям, Мухосранск лидирует со знаком «-». Надо заметить, что как умение ставить задачи, так и способность решать их с максимальной выгодой для себя у наших городов-участников абсолютно отсутствует. Однако, Урюпинску удается «избегать неудачи» значительно лучше, чем его напарнику. Об этом свидетельствует положительное значение Урюпинска на этом графике.

Последняя группа мотивов — аффиляция. «К мотивам аффиляции относятся слова: «дружба», «беседа», «вместе». В этой группе выделяют две субкатегории: «надежда на поддержку» (улыбаться, доверие) и «страх отвержения» (переругаться, игнорировать)».[4]

Желание дружить с другими городами, участвовать с ними в каких-то совместных проектах отсутсвует как у Урюпинска, так и Мухосранска. В то же самое время, эти города готовы доверять своим соседям и охотно им улыбаются. Результаты достаточно странные, посколько с одной стороны эти города абсолютно не намерены дружить с кем-либо, но при этом они очень доверчивы и добродушны. Последняя категория особенно выражена у Урюпинска. До этого момента Мухосранск и Урюпинск шли в ногу. Но после анализа мотива «страх отвержения» становится очевидным то, что их пути расходятся. Урюпинск боится быть отвергнутым, а Мухосранск такая перспектива вообще не пугает.

2. Эмоциональное восприятие

Психологические портреты городов: Урюпинска и Мухосранска, согласно проведенному исследованию выглядят следующим образом. Урюпинск, в ходе контент — анализа, показал положительные результаты только в нескольких категориях, что характеризует его с негативной точки зрения. Но, тем не менее, сначала о достоинствах. Урюпинск можно назвать городом доброжелательным, хотя и с натяжкой. Он в достаточной степени демонстративен и, одновременно, интроверт. Урюпинск нельзя назвать эгоистичным городом, и в этом его большой плюс. Однако, самыми характерными положительными чертами Урюпинска следует считать утонченность и открытость. На этом, к сожалению, позитивность города заканчивается. Начинается суровая реальность. А именно, этот представитель Волгоградской области отличается особой глупостью и его совершенно спокойно можно назвать интровертом. Кроме этого, город обнаруживает отсутствие самоконтроля, вследствии чего повышается его зависимость от внешних акторов. Уровень агрессивности при этом равен «0», что достаточно странно в условиях подчинения и контроля извне. Скорее всего, благодаря этим аспектам в жизнедеятельности города, он стал непрактичным и безинициативным. Венцом негативной характеристики Урюпинска стала его тяга ко лжи.

Психологический портрет напарника Урюпинска по данному исследованию, Мухосранска, вобрал в себя еще больше негатива. Мухосранск принято считать городом мифическим. Некоторые утверждают, что такой город и, правда, существовал. Однако, в нашем исследование мы исходим из того, что Мухосранск — вымошленный город. По большому счету, Мухосранск очень похож на Урюпинск. Он такой же зависимый, непрактичный, контролируемый извне, как и его коллега. Показатели демонстративности у них принимают абсолютно одинаковые значения. Но при таком сходстве существуют и различия. Можно выделить 3 категории, в которых значения Мухосранска и Урюпинска резко отличаются. Например, Мухосранск очень агрессивен. А Урюпинск, как было написано выше, принимает здесь значение «0». Что, возможно, означает, что он спокоен как удав. Кроме этого, Мухосранск абсолютно неутонченный город. Откровенно говоря, он и не может быть таковым. Достаточно вспомнить какие ассоциации этот город вызывает у жителей России, чтобы понять, что утонченным он не может быть по определению. Урюпинск был назван лживым. Это действительно так, но по сравнению с уровнем этого порока у Мухосранска, Урюпинск выглядит относительно прилично.

Несмотря на видимый перевес негатива в образе Мухосранска, было бы не справедливым не упомянуть о его положительных сторонах. Мухосранск — город демонстративный экстроверт. Вероятно, ввиду такой открытости, он  и стал очень популярным среди населения РФ.

Заключение.

В завершение данного контент-анализа, следуют еще раз обратить внимания на характерные черты изучаемых городов. Итак, Урюпинск предстал перед нами в образе глупого добряка, зависимого от окружающих, безинициативного врун, который боится быть проигнорированным. Но при всем при этом, Урюпинск — это утонченный город с хорошим вкусом и, вероятно, манерами. Но даже, несмотря на, последную черту, в головах россиян этот город все равно ассоциируется с глухой провинцией. Если такие ассоциации и правда вызваны звучанием слова «Урюпинск», то, вполне возможно, стоит переименовать город. Правильно ведь говорят, «как лодку назовешь, так она и поплывет».

Что касается Мухосранска, то здесь, полагаю, все проще. Раз этого города нет, то ему, его жителям и администрации, все равно как он воспринимается всеми остальными. Рискну предположить, что это название появилось специально для того, чтобы стать образом собирательным для всех негативных черт. Если какой-то город открыт на распашку для всех окружающих, глуп до безобразия, непрактичнен, безинициативен, зависим от откружающих, но при этом ему абсолютно все равно, будет он отвергнут или нет. Если уровень агрессии в этом городе зашкаливает, а об утонченности и говорить не приходится, то такой город, скорее всего, будет носить имя Мухосранска. И этим будет все сказано.



[1] www.wikipedia.org— история города Урюпинск

[2] Дымшиц М. из сборника «Анализ вербальных элементов массовой коммуникации», стр.12

[3] Дымшиц М. из сборника «Анализ вербальных элементов массовой коммуникации», стр.11

[4] Дымшиц М. из сборника «Анализ вербальных элементов массовой коммуникации», стр.12

Комментарии:

Пока нет коментариев

*
*
Если вы забыли пароль, можете попробовать его вспомнить.